Совокупный показатель при расчете класса последствий (ответственности) объектов строительства

визначення розрахунок класу наслідків (відповідальності) об’єктів будівництва

Прошло уже практически два года, когда с 1 декабря 2019 вступил в силу ДСТУ 8855:2019 Определение класса последствий (ответственности) (далее — ДСТУ 8855:2019), который разработан на замену ДСТУ-Н  Б.В.1.2-16:2013 Определение класса последствий (соответствия) построек и сооружений.

Указанный ДСТУ 8855:2019 содержит требования к определению классов последствий (ответственности) объектов – домов, зданий, сооружений любого назначения, их частей, линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, в том числе принадлежащих к комплексу (строения) при их проектировании и строительстве.

В соответствии с пунктом 4.2 указанного ДСТУ 8855:2019 проектирование комплекса (строения), в состав которого входит несколько объектов, выполняют на основании исходных данных, в том числе и градостроительных условий и ограничений, на комплекс (здание) в целом. При этом класс последствий (ответственности) такого комплекса (строения) не определяют. В отличие от части (отделенной части) объекта, класс последствий которой может быть определен, о чем говорит пункт 4.3. ДСТУ 8855:2019.

Вышеуказанные положения коррелируются с положениями основного профильного Закона Украины в сфере градостроительства, а именно Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» (далее также Закон Украины).

Так, согласно ст. 32 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» установлено, что класс последствий определяется в соответствии с требованиями строительных норм и правил, утвержденными согласно законодательству.

Согласно ч.1 ст.32 указанного Закона Украины, по своей сущности класс последствий (ответственности) зданий и сооружений — это характеристика уровня возможной опасности для здоровья и жизни людей, постоянно или периодически находящихся на объекте или находящихся снаружи такого объекта, материального ущерба или социальных потерь, связанных с прекращением эксплуатации или с потерей целостности объекта.

Соответственно, класс последствий определяется для каждого объекта – здания, здания, сооружения любого назначения, их частей, линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, в том числе принадлежащих к составу комплекса (строения).

В то же время, как отмечено в части 4 статьи 32 Закона Украины, в состав комплекса (строения) могут принадлежать объекты, строительство которых осуществляется по единой проектно-сметной документации.

Аналогичные положения по определению класса последствий содержатся и в Приказе Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 16.05.2011 г. №45 «Об утверждении Порядка разработки проектной документации на строительство объектов» (далее – Приказ №45).

Согласно пункту 11 Приказа № 45 генпроектировщик (проектировщик) и заказчик определяют класс последствий (ответственности) объекта (объектов, входящих в состав комплекса (строения)), на основании которого устанавливается количество стадий проектирования.

Таким образом ДСТУ 8855:2019 принято во внимание положения действующего законодательства Украины, а также действующих строительных норм и правил, в частности, в части правил определения классов последствий (ответственности) для объектов, входящих в состав комплекса.

В то же время, положения других нормативно-правовых актов включают в себя также ссылку на так называемый «совокупный показатель». Так, согласно абзацу 4 пункта 3 Порядка выполнения подготовительных и строительных работ, утвержденному Постановлением Кабинета Министров Украины от 13.04.2011 №466 (далее — Порядок и Постановление №466, соответственно), в случае когда объектом строительства является комплекс (строение) , в состав которого входят объекты с разными классами последствий (ответственности), а также комплекс (строение), в состав которого входят объекты с одним классом последствий (ответственности), по совокупным показателям превышающих уровень, установленный для объектов с соответствующим классом последствий (ответственности), право на выполнение строительных работ возникает после получения документа, дающего право на выполнение строительных работ, согласно настоящему Порядку как для объекта с высшим классом последствий (ответственности).

Также последним абзацем пункта 7 Порядка утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы, утвержденного Постановлением КМУ от 11.05.2011 №560 (далее — Порядок утверждения и Постановление №560 соответственно), предусмотрено, что экспертиза проектов строительства комплексов (строек), в состав которых входят объекты с одним классом последствий (ответственности), что по совокупным показателям превышает уровень, установленный для объектов с соответствующим классом последствий (ответственности), проводится экспертными организациями в соответствии с механизмом проведения экспертизы по объектам с уровнем класса последствий (ответственности) , определенным по совокупным показателям строящегося комплекса.

О совокупном показателе упоминается и в ДСТУ 8907:2019 Руководство организации проведения экспертизы проектной документации на строительство (далее — ДСТУ 8907:2019), в частности, пунктом 4.7 определено, что если объектом строительства является комплекс (строение), в состав которого ( которой) входят объекты, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1) и по совокупным показателям превышают уровень, установленный для объектов с соответствующим классом последствий (ответственности), проектная документация на строительство подлежит обязательной экспертизе по всем направлениям.

В то же время, как уже отмечалось, по существу вопрос определения класса последствий комплекса по совокупным показателям не определен ни ДСТУ 8855:2019, ни ДБН В.1.2-14:2018, ни никаким другим документом правового и/или технического характера.

В соответствии с системным анализом норм и положений основных документов остается открытым вопрос, по каким правилам проводится определение такого класса последствий (ответственности) комплекса и в положениях каких нормативно-правовых актов, государственных строительных норм, правил, стандартов содержится сам порядок определения класса последствий (зданий) по совокупному показателю?

Ведь неурегулированность данного вопроса может приводить к множественной трактовке и отсутствию единых правил для всех участников процесса проектирования и строительства.

Есть свои комментарии или мнение по данному вопросу? Нам интересно ее услышать и обсудить: пишите свои комментарии под публикацией или нам по электронной почте office@budexp.com.ua